Przeskocz do treści

Усний текст, його різновиди та комунікативно-прагматичні категорії

Стеріополо О. І.pdf


Ключові слова: текстові категорії, усне мовлення, комунікативно-прагматичні категорії.


Дослідження присвячено вивченню комунікативно-прагматичного аспекту усного мовлення. Пропонована система комунікативно-прагматичних категорій усної комунікації сприяє вирішенню теоретичних та прикладних аспектів вивчення усного тексту, перш за все встановленню істинних відношень між семантикою, прагматикою, просодикою, сегментною фонетикою та фонологією усної комунікації.


ПОСИЛАННЯ ТА ПРИМIТКИ

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 237–280.

Богданова Н. В., Панерина И. С. Влияние мотивированности и спонтанности на синтаксические признаки разных видов неподготовленной монологической речи // Герценовские чтения, посвященные 200-летию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб., 1997. — С. 74–76.

Богданова Н. В. Живые фонетические процессы русской речи. — СПб., 2001.

Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка / пер. с нем. — М., 1993.

Вандриес Ж. Язык. — М., 1937.

Головин Б. Н. Вопросы социальной дифференциации языка // Вопросы социальной лингвистики : сб. ст. — Л., 1969.

Гейльман Н. И., Стериополо Е. И. Коммуникативная ситуация и вариативность фонетических характеристик // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы : межвуз. сб. — Л., 1989. — Вып. 2. — С. 76–87.

Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — Изд. 2-е. — М., 1987.

Ильичева О. В. Синтаксические признаки спонтанной речи в соотношении с социальными характеристиками говорящего // Материалы ХХVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. — Секция грамматики (русско-славянский цикл). 16–22 марта 1988: тез. докл. — СПб., 1988. — Вып. 2.

Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М. : Наука, 1975.

Мартынюк А. П. О реализации принципа вежливости в речи мужчин и женщин // Вестник Харьков. ун-та. — Харьков, 1989. — Вып. 339: Человек и речевая деятельность. — С. 89–92.

Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1986. — Вып. 17: Теория речевых актов.

Сусов И. П. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований. — Калинин, 1979. — С. 90–103.

Филиппов К. А. Особенности интонационного членения высказывания говорящими разных возрастных групп (на материале немецкого языка) // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы : межвуз. сб. — СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 76–87.

Филиппов К. А. Лингвистика текста. — СПб., 2003.

Хэррис З. С. Метод в структурной лингвистике // Звегинцев В. А. История языкознания ХІХ и ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. — М., 1965. — С. 209–227.

Швейцер А. Д. Социальная дифференциация английского языка в США. — М. : Наука, 1983.

Brown P., Fraser C. Speech as a Marker of Situation // Social Markers in Speech. K. R. Scherer, H. Giles (eds.). — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1979.

Brinker K. Textlinguistik: Studienbibliographie. — Heidelberg, 1993.

Ervin-Tripp S. M., Stage A. Parent-Child Discourse // Handbook of Discourse Analysis. T. A. van Dijk (ed.). — London: Academic Press, 1985. — Vol. 3. — P. 67–77.

Henne H., Rehbock H. Einführung in die Gesprächsanalyse. 2. Aufl. — Berlin; New York, 1982.

Johnson F. L., Aries E. I. The talk of women friends // Women’s Studies International Forum. — 1983. — 6 (4). — P. 353–361.

Steinig W. Soziolekt und soziale Rolle. — Düsseldorf: Schwann, 1976.

Tannen D. Gender Differences in Conversational Coherence: Creating Involvement in Best Friend’s Talk // Discource Processes. — 1990. — 13:1.

West C., Fenstermaker S. Doing Difference // Gender & Society. — 1995. — 9. — P. 8–37.